МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ИНСТРУКЦИЯ) ДЛЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЭТИКЕ (ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО)

 

АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ИНСТРУКЦИЯ) ДЛЯ             

 УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЭТИКЕ

(ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО)

 

 

 

 

 

 

АСТАНА — 2018 год

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………………………………3
  2. Основные термины…………………………………………………………………….4-5
  3. Консультативная помощь и разъяснительная работа……………………………….5-6
  4. Мониторинг и контроль служебной этики, а также соблюдение ограничений
    и запретов……………………………………………………………..…………………6-7
  5. Рассмотрение обращений по фактам нарушения норм служебной этики. Защита
    и восстановления нарушенных прав государственных служащих ………………..8-10
  6. Формирование культуры взаимоотношений, а также взаимодействие с институтами гражданского общества……………………………………………………………..10-11
  7. Анализ причин и условий, способствующих правонарушениям и профилактика
    нарушений…………………………………………………………………………..…..11
  8. Координация и методологическое руководство и отчетная деятельность………11-12
  9. Организация деятельности уполномоченных по этике………………………………12
  10. Приложение 1………………………………………………………………………..13-14
  11. Приложение 2………………………………………………………………………..15-16
  12. Приложение 3………………………………………………………………………….17
  13. Приложение 4………………………………………………………………………….18
  14. Источники информации

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данные Методические рекомендации разработаны уполномоченным органом
по делам государственной службы в реализацию Положения об уполномоченном
по этике, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года №153 и призваны содействовать уполномоченным по этике центральных
государственных и местных исполнительных органов в осуществлении их функции.

Уполномоченные по этике введены в рамках реализации 12 шага Плана нации  «100 конкретных шагов» для обеспечения соблюдения государственными служащими норм служебной этики и профилактики нарушений законодательства о государственной службе, а также консультирования в пределах своих функции государственных служащих и граждан.

Данный материал является первым изданием Методических рекомендаций
для уполномоченного по этике, и мы будем рады получить ваши отзывы и рекомендации по улучшению данного материала.

 

С уважением,

Агентство по делам государственной службы и противодействию           коррупции Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан», Этическим кодексом государственных служащих и Положением об уполномоченных по этике,
для методологического и информационного обеспечения деятельности уполномоченного по этике в центральных государственных и местных исполнительных органах,
а также разъяснения вопросов по применению законодательства о государственной
службе, Этического кодекса и противодействию коррупции.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

 

 

Уполномоченный по этике – государственный служащий, осуществляющий деятельность по обеспечению соблюдения норм служебной этики и профилактики нарушений законодательства о государственной службе,                  противодействию коррупции и Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан, а также консультирующий в пределах своих функций государственных служащих и граждан.

 

Государственный служащий – гражданин Республики Казахстан,           занимающий в установленном законодательством Республики Казахстан порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального Банка Республики        Казахстан государственную должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства.

 

Конфликт интересов –                 противоречие между личными интересами государственного служащего с его должностными полномочиями, при котором личные интересы государственного служащего могут привести с неисполнению или ненадлежащему исполнению им своих полномочий.

 

Уполномоченный орган по           делам государственной службы –            государственный орган, непосредственно подчиненный Президенту Республики Казахстан,  осуществляющий реализацию единой государственной политики в сфере государственной службы.

 

Служебная этика государственных служащих – правила поведения   государственных служащих, установленные Законом о государственной службе и Этическим кодексом государственных служащих Республики Казахстан.

 

Консультативная помощь –          мероприятия, направленные на оказание помощи посредством дачи советов по вопросам применения законодательства о государственной службе и Этического кодекса.

 

Ограничения и запреты – перечень требований, предъявляемых государственным служащим, связанных с пребыванием их на государственной службе, в том числе, не соблюдение которых могут привести к использованию должностных полно-мочий и основанного на них авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах.

 

Культура взаимоотношений – модель взаимоотношений между служащими государственного органа, основанная на принципах взаимного уважения и соблюдения этических норм поведения, а также направленные на создание благоприятного морально-психологического климата.

 

Мониторинг и контроль –              комплексная система мер, осуществляемая (принимаемая) уполномоченными по этике по наблюдению за состоянием соблюдения этических норм государственными служащими, а также направленная на установление фактов нарушения этических норм и их устранение.

 

Анализ причин и условий,           способствующих совершению правонарушений – мероприятия по обобщению за отчетный период практики
соблюдения требований законодатель-ства о государственной службе, с целью выработки рекомендаций по недопущению впредь подобных нарушений.

 

Профилактика нарушений – комплекс мер направленных на предупреждение совершения государственными служащими нарушений требований законодательства о государственной службе и норм служебной этики.

 

1. Консультативная помощь и разъяснительная работа

 

 

 


Консультативная помощь

Государственные служащие в силу различных причин (загруженность по       основной сфере деятельности, небольшой стаж работы, отсутствие юридического образования и т.д.) не всегда имеют возможность детально вникать в суть происходящих изменений в сфере государственной службы либо антикоррупционной политики. Как следствие, возникают сомнения при принятии решений либо защите собственных установленных законом прав.

В этой связи, одной из основных функций, возложенных на уполномоченного по этике, является оказание государственным служащим консультативной помощи по вопросам соблюдения требований законодательства о государственной службе, противодействия коррупции и Этического кодекса.

Консультативная помощь является индивидуально-ориентированной работой и может выражаться в организации личного приема для государственного служащего, проведение беседы и т.д.

Аналогичная работа может быть организована при обращении в адрес уполномоченного по этике третьих лиц, не являющихся государственными служащими (физические и юридические лица).

Кроме того, уполномоченным по этике рекомендуется открыть страницы на популярных социальных сетях Facebook, Vk, Twitter, Telegram, Instagram и др. и использовать потенциал социальных сетей для профилактических целей (публикация разных материалов профилактического характера, опубликование ответов на часто встречающиеся вопросы). Также приветствуется проведение интернет-конференций с использованием социальных сетей.

Результатом работы является доведение на доступном, понятном для понимания языке основных положений действующего законодательства в сфере государственной службы или противодействия коррупции, а также этических норм с ориентацией на практику применения.

 

Разъяснительная работа

В отличие от консультативной        помощи, которая носит индивидуальный характер, разъяснительная работа ориентирована на неограниченный круг лиц и может выражаться в проведении лекций и семинаров, как в государственном органе, так и подведомственных ему государственных организациях и ведомствах.

Кроме того, уполномоченный по этике может реализовать данную функцию путем выезда в областные и районные центры, а также осуществлять прием в загранучреждениях.

Разъяснительная работа может   касаться вопросов внесенных изменений в сфере государственной службы или
по результатам анализа практики
применения антикоррупционного законодательства либо о государственной службе проведенного непосредственно уполномоченным по этике.

Размещение видеосюжетов и радиоматериалов на интернет-ресурсах   государственного органа либо в средствах массовой информации является еще одной формой разъяснительной работы.

Необходимо активно проводить разъяснительную работу также с использованием социальных сетей.

Описание ситуации

Лицо, впервые поступившее на государственную службу, должно быть ознакомлено с текстом Этического кодекса. Между тем, как правило, не все служащие вникают в нормы этического поведения. Вследствие чего, имеют место нарушение служебной этики.

 

Уполномоченному по этике необходимо провести беседу с вновь поступившим лицом, касательно соблюдения запретов и ограничений на государственной службе (запрет на занятие предпринимательской деятельности, на получение подарков и других благ, по соблюдению официального стиля одежды, по соблюдению этических норм во внеслужебное время и т.д.). Четко разъяснить последствия нарушения запретов и ограничений, либо нарушений этических норм, в том числе совершение дискредитирующего проступка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание ситуации

Недавние исследования показали, что больше двух третей респондентов (66,0%) ответили, что в их учреждениях проводятся регулярные мероприятия по разъяснению положений и норм Кодекса. У 18,8% респондентов таких мероприятий не бывает, а 15,1% госслужащих затруднились или не ответили на данный вопрос. Последних, по-видимому, можно добавить к респондентам, у которых таких мероприятий нет. Также на вопрос о том, какие именно действия Вы готовы предпринять при неэтичном поведении государственного служащего, 33,3% респондентов ответили, что попытаются самостоятельно решить возникшую ситуацию, не прибегая к официальным механизмам обжалования действий государственного служащего

 

 

Иметь текст этического Кодекса на видном месте не достаточно, важно проводить регулярные мероприятия по разъяснению положений и норм Кодекса. Уполномоченным по этике следует на систематической основе проводить разъяснительную работу среди населения о принимаемых мерах по вопросам соблюдения норм служебной этики государственными служащими. Периодически  публиковать объявления о телефоне доверия, график приема уполномоченного по этике, а также практиковать проведение интернет-конференции по вопросам соблюдения норм служебной этики. Также необходимо принимать своевременные меры по урегулированию вопросов, связанных с нарушением норм служебной этики. В частности, стараться решать вопросы заявителей в короткие сроки, с выездом на место, практиковать  проведение беседы с участием обоих конфликтующих сторон. Публиковать в СМИ и социальных сетях (на страницах уполномоченных по этике) о результатах работы уполномоченного по этике с указанием положительных примеров  разрешения конфликтных ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Мониторинг и контроль служебной этики, а также соблюдение ограничений и запретов

 

 

Мониторинг и контроль

 

 

Мониторингом за соблюдением служебной этики государственными служащими является сбор информации по соблюдению ограничений государственными служащими. Реализация функций по мониторингу может быть осуществлена путем изучения публикаций в средствах массовой информации (газеты, интернет издания, блоги и т.д.) на предмет установления фактов негативных публикаций в отношении государственных служащих либо имеющего позитивный отзыв, аккаунтов в социальных сетях на предмет публикаций фото, видео, аудиоматериалов, комментариев, дискредитирующих государственную службу, а также осуществление надзора за соблюдением служащими требований по форме одежды и т.д.

В целях недопущения нарушений установленных ограничений, уполномоченному по этике на постоянной основе необходимо проведение разъяснительных мероприятий среди государственных служащих.

Например, при использовании
социальных медиа государственным служащим рекомендуется: соблюдать общепринятые морально-этические нормы; уважительно относиться к государственному и другим языкам, а также традициям и обычаям народа Казахстана; не применять нецензурную лексику; не публиковать и не копировать на свою страницу или сообщество в социальных сетях компрометирующие других государственных служащих, а также государственный аппарат фото, видео, аудио и текстовые материалы и не распространять подобную информацию в мобильных мессенджерах; не публиковать фото,  видео материалы с увеселительных мест,  с мест  зарубежного отдыха, охоты, на фоне спиртных напитков; не публиковать и не распространять в социальных медиа документы для служебного пользования и иную служебную информацию.

В случаях обнаружения подобных фактов, уполномоченному по этике надлежит в разъяснительной форме довести до государственного служащего необходимость принятия мер по удалению подобной информации с личного аккаунта, а также в случае неисполнения предусмотренных законодательством о государственной службе требований инициировать вопрос о рассмотрении  дисциплинарной ответственности служащего.

В целях мониторинга соблюдения норм служебной этики, а также состояния морально-психологического климата в коллективе не менее одного раза в полгода уполномоченный по этике проводит анонимное анкетирование по утвержденной форме (приложение № 1).

Контроль осуществляется путем использования данных, полученных в результате мониторинга. Например, в случае обнаружения негативной публикаций в СМИ уполномоченный по этике вправе запрашивать всю информацию касательно негативной публикаций. В случае необходимости, также уполномоченный по этике вправе вносить руководителю государственного органа предложение о  рассмотрении вопроса дисциплинарной ответственности госслужащего.

По итогам мониторинга уполномоченный по этике также вправе внести предложение о поощрении лиц, внесших значительный вклад в формирование положительного имиджа государственного органа и позитивного климата в коллективе.

 

Описание ситуации

1) В ходе мониторинга социальной сети Вконтакте,          установлен факт размещения на личном аккаунте             государственного служащего фото на фоне алкогольных напитков.

 

Уполномоченному по этике путем сверки личных данных необходимо удостоверится, что лицо является          госслужащим конкретного государственного органа, после пригласить указанное лицо для беседы, рекомендовав последнему удалить фото с социальной сети.
В случае неисполнения рекомендации, следует инициировать вопрос о рассмотрении ответственности.

 

2) По итогам анкетирования более 40 % опрошенных респондентов показали, что руководитель заставляет выходить их на работу в праздничные и выходные дни.

 

Уполномоченному по этике следует провести в указанном государственном органе разъяснительную работу по соблюдению рабочего времени, а также лично провести беседу с руководителем госоргана и разъяснить о последствиях нарушения законодательства и прав государственных служащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ограничения и запреты

 

Как правило, государственные служащие понимают под ограничениями и запретами требования, закрепленные исключительно в законодательных актах           (согласно требованиям статей 7, 8     Закона «О государственной службе»,  см. приложение 3).

Однако, ограничения могут                возникать и в силу требований             внутренних документов (регламентов   либо распоряжений) имеющих аналогичную императивную силу. К примеру, распоряжением уполномоченного лица,
в государственном органе устанавливаются ограничения на использование в здании средств мобильной связи имеющих функцию по фото-видео фиксации материалов. Подобное требование является одной из форм ограничений, необходимость соблюдения которых, возникает у всех служащих данного государственного органа. В этой связи, уполномоченному по этике необходимо обращать внимание на установление ограничений во внутренних документах конкретного государственного органа.

 

Описание ситуации

 

2) Государственному служащему обратился услугополучатель  за получением справки, срок предоставления которой составляет 3 дня согласно Стандарту. Поскольку у госслужащего  имелось свободное время, он за 1 день подготовил и выдал справку услугополучателю. В тот же день, когда служащий отсутствовал в кабинете, услугополучатель оставил сувенир на столе, в виде благодарности. Не зная как быть он обратился уполномоченному по этике.

 

Уполномоченному по этике следует дать разъяснение о последствиях получения подарков (дисциплинарная ответственность – за совершение правонарушения, дискредитирующего характера в виде увольнения из государственной службы (статья 50 О госслужбе РК); административная ответственность – в виде штрафа 600 МРП (ст.677 КоАП)). Также следует разъяснить, что подарки подлежат безвозмездной сдаче в семидневный срок в специальный государственный фонд, которые созданы  при органах приватизации и государственного имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) У впервые поступающего на государственную службу служащего имеются сомнения касательно возможности занятия предпринимательской деятельностью, находясь на государственной службе.

 

Уполномоченному по этике необходимо разъяснить, что в месячный срок, после занятия должности указанное лицо должно в установленном законом порядке передать в доверительное управление имеющиеся у него коммерческое предприятие и прекратить          самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность.

 

 

Описание ситуации

 

 

 

 

 

 

     3. Рассмотрение обращений по фактам нарушения норм              служебной этики.  Защита и восстановление нарушенных прав госслужащего. Ходатайство о дисциплинарной ответственности

 

 

 

 

 

 

 

Обращения о нарушениях

 

Одной из функций уполномоченного по этике является рассмотрение обращений физических и юридических лиц по фактам нарушения норм служебной этики государственными служащими по поручению руководства государственного органа, в котором он работает (подпункт 3) пункта 4 Положения).

При рассмотрении обращений уполномоченные по этике должны придерживаться требований Закона «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» и других законодательных актов.

В то же время, уполномоченные по этике вправе запрашивать и получать в установленном порядке необходимую для рассмотрения обращений информацию (пункт 1 статьи 15 Закона).

Кроме того, уполномоченные по этике обязаны:

— обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений, в случае необходимости — с  участием авторов обращений,

— принимать меры, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод физических и юридических лиц;

— информировать заявителей о результатах рассмотрения;

уведомлять заявителей о направлении их обращений по подведомственности.

При этом, уполномоченные по этике не вправе принимать решение
о прекращении рассмотрения обращений, поскольку такое решение принимает руководитель государственного органа или его заместитель (статья 11 Закона).

При этом, уполномоченному по этике необходимо акцентировать свои усилия на урегулирование ситуации путем проведения беседы, переговоров с участием конфликтующих сторон, без проведения проверки (служебных         расследований).

В случаях, когда нарушения со стороны госслужащего имеют очевидный характер, либо одна из сторон настаивает на проведении проверки и неудовлетворена результатом разрешения конфликта, уполномоченному по этике необходимо подготовить служебную записку на имя уполномоченного лица, для организации служебного расследования в соответствии с Правилами наложения дисциплинарного взыскания на государственных служащих (см. приложение 4).

Следует иметь ввиду, что служебное расследование проводится службой управления персоналом либо иным структурным подразделением государственного органа (в т.ч. уполномоченным по этике) с обязательным привлечением          сотрудника СУП.

 

Описание ситуации

1). Уполномоченному по этике в МИО поступило обращение от гражданина Н. по вопросу грубого отношения  сотрудника государственного органа по отношении к нему, при получении государственной услуги.

 

В данном случае уполномоченному по этике необходимо пригласить самого государственного служащего, а также заявителя и выяснить причины возникновения конфликтной ситуации. В ходе беседы необходимо принять меры по урегулированию конфликтной ситуации. По результатам встречи, если заявитель будет удовлетворен и изъявит желание отозвать заявление, то обращение снимается с контроля.  В случае не признания нарушения норм служебной этики служащим, материалы о совершении дисциплинарного проступка, передаются уполномоченному лицу, имеющему право на  назначение и освобождение от должности служащего для назначения служебного расследования в порядке, определенном Правилами наложения дисциплинарного взыскания на государственных служащих. По результатам рассмотрения итогов служебного расследования, заявителю направляется ответ.  При этом, уполномоченному по этике, необходимо провести меры профилактического характера по инциденту (Беседы с госслужащим, разъяснительная работа в коллективе по имевшему место факту и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание ситуации

 

2) В адрес Уполномоченного по этике ЦГО поступила информация о сложной морально-психологической обстановки в коллективе территориального подразделения.

 

Для выяснения сложившихся обстоятельств Уполномоченным по этике был осуществлен выезд в территориальное подразделение. До проведения беседы с коллективом, в первую очередь было проведено анонимное анкетирование, итоги которого ясно отражали сложную обстановку в коллективе. В частности между руководителем госоргана и руководителем структурного подразделения сложились натянутые отношения. На встрече с коллективом каждый работник получил возможность высказать свое мнение, в результате беседа показала, что коллектив поделился на две части «за и против руководителя госоргана».

В целях формирования благоприятной морально-психологической обстановки всему коллективу было рекомендовано оставить все недопонимая и начать работу с доброжелательных взаимоотношений, при этом данную инициативу было предложено начать самому руководителю госоргана.  В результате проведенной работы конфликт был исчерпан, весь коллектив положительно отреагировал на рекомендации Уполномоченного по этике.

 

3) На телефон доверия Аппарата акима района поступила жалоба жителя на акима одного из сельских округов о его нахождении на природе в рабочее время в состоянии опьянения.

 

В этот же день был организован выезд комиссии из представителей аппарата акима области и территориального подразделения Агентства.  В ходе выезда факты подтвердились. Кроме того установлен факт увода от ответственности акима сельского округа со стороны аппарата акима района.

Материалы уполномоченным по этике направлены на рассмотрение Совета по этике. За подготовку распоряжения об отпуске акима округа при проведении данного расследования руководителю аппарата акима района объявлен строгий выговор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита прав

 

Уполномоченному по этике            необходимо обратить особое внимание вопросам восстановления и защиты прав и законных интересов государственного служащего. Действующий механизм по защите своих интересов, государственными служащими как правило реализуется путем обращения в уполномоченный орган по делам государственной службы либо в суд.  В обоих случаях для государственного служащего затягивается процедура разрешения спора и отстаивание своей позиции. При этом, анализ имеющейся практики рассмотрения обращения            свидетельствует, что при должном           внимании должностных лиц государственного органа к поднимаемым государственным служащим проблемам,  ситуация может быть разрешена без участия уполномоченного органа по делам государственной службы или вовлечения государственного органа в судебные тяжбы. В этой связи, уполномоченному по этике при наличии разногласий между государственными служащими одного уровня либо во взаимоотношениях с руководителем, необходимо путем проведения бесед и переговоров уладить имеющиеся разногласия и защитить при наличии оснований интересы государственного служащего.

 

Описание ситуации

1) Уполномоченному по этике поступила информация о том, что в одном из территориальных подразделений ЦГО, нарушаются права государственных служащих на гарантированный отдых.

 

Уполномоченному по этике необходимо выяснить ситуацию о соблюдении режима рабочего времени в государственном органе путем проведения анкетирования, также можно инициировать проведение инспектирования совместно с уполномоченным органом в сфере государственной службы. В случае установления факта нарушения режима рабочего времени в государственном органе, принять меры по устранению нарушений путем направления рекомендательного письма, либо обращения в адрес вышестоящего должностного лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплинарная ответственность

 

Уполномоченный по этике при установлении факта нарушения норм                служебной этики со стороны государственного служащего вправе инициировать, путем направления в адрес должностного лица служебной записки, вопрос о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности.

В служебной записке уполномоченный по этике отражает сведения                являющиеся основанием для инициирования вопроса о проведении служебного расследования службой управления персонала в порядке, определяемым Правилами наложения дисциплинарного взыскания на государственных служащих, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 31.12.2015г. №152.

Касательно рассмотрения ответственности следует иметь ввиду то, что дисциплинарную ответственность отдельных категорий госслужащих рассматривает Комиссия по кадровой политике при Президента (административных государственных служащих корпуса «А», за исключением акимов городов областного значения, районов областей и районов в городах), Комиссия по этике (государственных служащих    категорий В-1, С-1, С-2, а также С-О-1, С-О-2 уполномоченного органа по делам государственной службы, допустивших нарушение норм служебной этики, в том числе дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу), а также Советы по этике (акимов городов областного значения, районов областей и районов в городах, административных государственных служащих категорий С-О-1, С-О-2, С-R-1, С-R-2, D-1, D-2, D-О-1, D-О-2, Е-1, Е-2, Е-R-1, Е-R-2, допустивших нарушение норм служебной этики, в том числе дисциплинарные проступки, дискредитирующие госслужбу).

Таким образом, материалы по нарушению перечисленными должностными лицами должны в трехдневный срок направлены в вышеуказанные органы.

 

4. Формирование культуры взаимоотношений, а также
взаимодействие с институтами гражданского общества

 

 

 

 

 

Культура взаимоотношений

Функция по формированию             культуры взаимоотношений реализуется                            уполномоченным по этике путем культивирования среди государственных служащих государственного органа принципов добропорядочности, вежливости, уважительного отношения друг к другу. Уполномоченному по этике необходимо делать устное замечание в случаях, использования государственным служащим ненормативной лексики, оскорбляющее достоинство человека. При этом, уполномоченный по этики личным примером, профессиональным подходом
к делу, внимательным отношением к проблемам сотрудников государственного органа, а также физическим и юридическим лицам должен воспитывать этику поведения.

При наличии возможности,           уполномоченному по этике необходимо инициировать проведение совместных с руководством государственного органа культурных либо спортивных мероприятий. Вместе с тем, мероприятия не должны носить формальный характер. Принцип «team-building» (построение команды) выражается в предоставлении возможности государственному служащему в неформальной обстановке проявить свои лучшие, личностные качества.

 

Взаимодействие с институтами гражданского общества

Уполномоченному по этике           следует на постоянной основе проводить работу с общественными и неправительственными организациями, активными блогерами, палатой предпринимателей «Атамекен» и другими представителями гражданского общества с целью установления обратной связи, формирования позитивного имиджа государственной службы, а также профилактики и недопущения нарушений законодательства о государственной службе, противодействия коррупции, и этического кодекса.

Кроме того, также  следует тесно работать с антикоррупционными мобильными группами, созданными при территориальных департаментах Агент-ства, которые проводят консультации с общественностью, посещают компании и профсоюзы.

Реализация указанных целей возможна путем проведения совместных мероприятий, брифингов, акций, интернет-конференции и т.д.

Для налаживания конструктивного диалога и выявления имеющихся проблем во взаимоотношениях государственного органа с ними, уполномоченный по этике может направить письмо предложение о налаживании сотрудничества.

 

5. Анализ причин и условий, способствующих                                  правонарушениям и профилактика нарушений

 

 

 

 

 

 

Уполномоченному по этике           необходимо на систематической основе, но не реже одного раза в квартал проводить анализ причин и условий,                способствующих совершению правонарушений государственным служащим нарушений требований законодательства о государственной службе, противодействия коррупции и Этического кодекса.

Анализ может основываться на   вынесенных дисциплинарными комиссиями решении за определённый период, сведений из органов правовой статистики о совершенных дисциплинарных или административных правонарушениях государственными служащими государственного органа.

Также в ходе анализа используется результаты анкетирование государственных служащих, а также результаты рассмотрения обращений.

При этом, необходимо акцентировать внимание на неоднократные обращения на действия одних и тех государственных служащих, на системные нарушения этических норм, а также обратить внимание на соблюдение прав государственных служащих.

По результатам анализа необходимо внести в адрес уполномоченного лица (первого руководителя) предложения по улучшению ситуации в государственном органе.

Кроме того, уполномоченному по этике раз в полугодии по итогам проведенного анкетирования, а также по результатам анализа следует отчитываться на расширенном аппаратном совещании (например, с участием акима области, города республиканского значения и столицы).

 

 

6. Координация, методологическое руководство и

Отчетная деятельность

 

 

 

Уполномоченным органом по делам государственной службы утверждена форма отчета о деятельности уполномоченных по этике и форма опросного листа для анонимного анкетирования
(см. приложения 1,2).

Отчет уполномоченного по этике формируется уполномоченными по этике центральных государственных органов, аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы, ревизионных комиссий с периодичностью раз в квартал и направляется в адрес Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции. Следует обратить внимание, что уполномоченными по этике территориальных подразделений центральных государственных органов,     ведомств и его территориальных подразделений, загранучреждений, аппаратов акимов городов областного значения, районов, районов в городах отчеты предоставляются уполномочен-ному по этике, занимающему самостоятельную должность.

7. Организация деятельности уполномоченных по этике

Уполномоченные по этике аппаратов маслихатов областей, городов республиканского значения и столицы формируют отчетность с учетом отчетных данных уполномоченных по этике аппаратов маслихата районов, городов и направляют его в адрес территориальных департаментов Агентства по делам           государственной службы и противодействию коррупции.

Анонимное анкетирование государственных служащих проводится раз в полугодие. Результаты анкетирования являются основным индикатором                                              морально-психологического климата в коллективе.

Агентством  по итогам года анализируется деятельность уполномоченных по этике, и направляются всем уполномоченным по этике обобщение по проблемным вопросам, возникающим в их деятельности, с указанием путей их решения.

 

 

 

           

 

Уполномоченный по этике должен быть обеспечен всем необходимым для реализации возложенных задач.

Делопроизводство уполномоченного по этике ведется отдельно от других структурных подразделений государственного органа. В том числе, необходимо завести журнал регистрации граждан, обратившихся за консультацией с указанием данных.

При этом, по решению руководителя государственного органа уполномоченным по этике могут быть делегированы право подписи на документах, касающихся их деятельности. В таком случае, письма уполномоченного по этике направляются на официальных бланках государственного органа.

Делопроизводство по обращениям физических и юридических лиц ведется в установленном законодательством порядке.

В частности, обращение, адресованное уполномоченному по этике, регистрируется в структурном подразделении государственного органа, на которое возложены функции по документальному обеспечению (канцелярия), после чего по поручению руководителя передаются непосредственно уполномоченному по этике.

Далее уполномоченный по этике в соответствии с требованиями законодательства обеспечивает рассмотрение поступившего обращения. Ответственность за некачественное рассмотрение обращений возлагается на уполномоченного по этике.

 

 

Приложение 1.

 

Форма отчета о деятельности уполномоченных по этике

 

№ п/п Показатели Всего за отчетный период
1. Оказана индивидуальная консультативная помощь по вопросам соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан утвержденного Указом Президента Республики казахстан от 29 декабря 2015 года № 153 (далее – Этический кодекс), в том числе:  
1.1 государственным служащим  
1.2 физическим и юридическим лицам  
2. Осуществлено личных приемов граждан  
2.1 в том числе выездных приемов  
3. Поступило обращений по фактам нарушения норм служебной этики государственными служащими, в том числе:  
3.1 от государственных служащих  
3.2 от физических и юридических лиц  
3.3 от государственных органов  
3.4 из СМИ  
3.5 из других источников  
3.6 всего обоснованных  
3.7 всего восстановлены нарушенные права и законные интересы обратившихся  
4. Количество материалов, выявленных в ходе мониторинга публикаций СМИ в отношении служащих, в том числе:  
4.1 позитивных материалов  
4.2 негативных материалов  
4.3 выявленные материалы в ходе мониторинга аккаунтов государственных служащих в социальных медиа  
5. Направлено материалов к соответствующим должностным лицам с предложением о рассмотрении ответственности государственных служащих, допустивших нарушение норм служебной этики, в том числе по ним приняты следующие меры:  
5.1 привличено к дисциплинарной ответственности  
5.2 материалы направлены на рассмотрение в правоохранительные или иные уполномоченные государственные органы для решения вопроса о привлечении  лица к уголовной или административной ответственности  
5.3 меры не приняты  
5.4 в том числе ожидается принятие мер в следующем отчетном периоде  
6. Проведена разъяснительная работа по вопросам соблюдения законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса, в том числе:  
6.1 лекции и семинары  
6.2 размещено видеосюжетов и радиоматериалов  
6.3 опубликовано статей в печатных СМИ  
6.4 на интернет-ресурсах  
7. Осуществлено выездов в регионы, в том числе:  
7.1 в области  
7.2 в районы  
7.3 в сельские округа  
7.4 в загранучреждения  
8. Количество поощренных лиц, внесших значительный вклад в формирование положительного имиджа государственного органа и позитивного климата в коллективе по предложению уполномоченного по этике  
9. Количество служащих, принявших участие в анонимном анкетировании по мониторингу соблюдения норм служебной этики и состояния морально-психологического климата в коллективе  
9.1 количество принятых мер по итогам проведения анализа по результатам анонимного анкетирования по мониторингу соблюдения норм служебной этики и состояния морально-психологического климата в коллективе  
10. Количество государственных служащих в письменной форме уведомивших своего непосредственного руководителя или руководства государственного органа о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения  
11. Принято мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов непосредственными руководителями либо руководством государственного органа по обращениям лиц или при получении информации из других источников, в том числе:  
11.1 отстранены от исполнения должностных обязанностей, в связи с которым возник или может возникнуть конфликт интересов, лица, уведомившие в письменной форме о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения  
11.2 изменены должностные обязанности по устранению конфликта интересов  
11.3 приняты иные меры по устранению конфликта интересов  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Форма опросного листа для анонимного анкетирования,
проводимого уполномоченными по этике

 

Уполномоченный по этике

____________________________________________________________________

(наименование государственного органа)

 

в целях мониторинга соблюдения норм служебной этики, а также состояния морально-психологического климата в коллективе проводит (один раз в пол года) анонимное анкетирование.

 

1. Мои коллеги всегда вежливы и корректны со мной

1)                  да

2)                  нет

3)                  не всегда

4)                  Ваш вариант: ________________

2. Мое мнение всегда учитывается непосредственным руководителем

1)                  да

2)                  нет

3)                  не всегда

4)                  Ваш вариант: ________________

3. Мои обоснованные замечания к коллегам по работе всегда воспринимаются адекватно

1)                  да

2)                  нет

3)                  не всегда

4)                  Ваш вариант: ________________

4. Среди моих коллег существует практика распространения заведомо ложных сведений о личной жизни других работников/сотрудников

1)                  да

2)                  нет

3)                  не всегда

4)                  Ваш вариант: ________________

5. Мне нравится морально-психологическая атмосфера в коллективе структурного подразделения

1)                  да

2)                  нет

3)                  не всегда

4)                  Ваш вариант: ________________

6. Мой непосредственный руководитель способствует созданию в коллективе исключительно деловых взаимоотношений

1)                  да

2)                  нет

3)                  не всегда

4)                  Ваш вариант: ________________

7. Мой непосредственный руководитель объективен в отношении со мной

1)                  да

2)                  нет

3)                  не всегда

4)                  Ваш вариант: ________________

8. Я считаю, что нагрузка в структурном подразделении распределена равномерно

1)                  да

2)                  нет

3)                  не всегда

4)                  Ваш вариант: ________________

9. От меня никогда не требуют исполнения поручений, выходящих за рамки моих должностных обязанностей

1)                  да

2)                  нет

3)                  не всегда

4)                  Ваш вариант: ________________

10. Я доверяю своему непосредственному руководителю

1)                  да

2)                  нет

3)                  не всегда

4)                  Ваш вариант: ________________

11. У нас в государственном органе принято помогать адаптироваться к впервые принятым работникам/сотрудникам

1)                  да

2)                  нет

3)                  не всегда

4)                  Ваш вариант: ________________

12. Я всегда могу рассчитывать на помощь и поддержку непосредственного руководителя в трудных жизненных ситуациях

1)                  да

2)                  нет

3)                  не всегда

4)                  Ваш вариант: ________________

13. Имеется ли факты поручения непосредственным руководителем Вам своих личных дел?

1)            да

2)            нет

3)            Ваш вариант: ________________

14. Обязывает ли Ваш непосредственный руководитель выходить на работу в праздничные и выходные дни?

1)            да

2)            нет

3)            не всегда

4)            Ваш вариант: ________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Ограничения и запреты для государственного служащего

Статья 13 Закона устанавливает перечень оснований на которых распространяется ограничения, связанные с пребыванием на государственной службе. В их число входит:

— быть депутатом представительного органа;

— заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

— заниматься предпринимательской деятельностью в том числе участвовать управлении коммерческой организацией независимо от ее организационно – правовой формы, если непосредственное участие в управлении коммерческой организацией не входит в его должностные полномочия в соответствии с законодательством.

— быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он           состоит на службе, либо непосредственно ему подчиненном или подконтрольном;

— использовать в неслужебных целях средства материально – технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию.

— участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированию государственных органов и выполнению должностных обязанностей, включая забастовки.

— в связи с исполнением должностных полномочий пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц.

Пункт 7 статьи 13 Закона «О государственной службе» государственный служащий не может занимать государственную должность, находящуюся в непосредственном              подчиненности должности, занимаемой его близкими родственниками (родителями (родителем), детьми, усыновителями (удочерителями), усыновленными (удочеренными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками) или супругой (супругом), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

На государственную службу не может быть принят гражданин подпункт 5 пункт 3 статьи 16 Закона «О государственной службе» отказавшийся принять на себя ограничения, установленные настоящим Законом, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию его статуса и основанного на нем авторитета в личных,               групповых и иных неслужебных интересах.

Статья 18 Закона «О государственной службе» при приеме на государственную службу граждане принимают на себя установленные настоящим Законом, иными Законами Республики Казахстан ограничения в целях недопущения действий, которые могут  привести к использованию их должностных полномочий и основанного на них авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах.

Данные ограничения фиксируются в письменной форме службой управления персоналом (кадровой службой) в течении тридцати календарных дней со дня приема на государственную службу.

Непринятие ограничений, установленных законами Республики Казахстан, влечет отказ в приеме на государственную службу либо увольнение.

При этом, подпунктом 8 пункта 1 статьи 61 Закона предусмотрено, что основаниями для прекращения государственной службы административными государственными служащими является несоблюдение обязанностей и (или) ограничений, установленных законами Республики Казахстан.

 

 

Приложение 4

 

ПРАВИЛА
наложения дисциплинарного взыскания на государственных служащих

 

  1. Порядок проведения служебного расследования
  2. Служебным расследованием является деятельность по сбору и проверке материалов и сведений о дисциплинарном проступке административного государственного служащего в целях полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств его совершения.
  3. Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда должностному лицу, имеющему право назначения на должность и освобождения от должности административного государственного служащего, (далее – уполномоченное лицо) стало известно о совершении им проступка.
  4. При наложении дисциплинарного взыскания учитываются требования, предусмотренные пунктами 5, 6, 7 статьи 44 Закона.
  5. Служебные расследования назначаются актом уполномоченного лица и проводятся службой управления персоналом (кадровой службой) в срок не более десяти рабочих дней со дня издания акта о проведении служебного расследования. При этом, к служебному расследованию привлекается непосредственный руководитель административного государственного служащего, за исключением случаев наличия конфликта интересов либо рассмотрения их дисциплинарной ответственности в рамках одного дисциплинарного производства.

В случае необходимости к проведению служебного расследования привлекаются иные государственные служащие, а также проведение служебного расследования может быть возложено на иные структурные подразделения с привлечением сотрудника службы управления персоналом (кадровой службы).

  1. Лица, входящие в состав Комиссии, к проведению служебного расследования не привлекаются.
  2. Проведение служебных расследований без наличия акта уполномоченного лица о назначении такого расследования не допускается.

 

Источники информации

  1. Закон Республики Казахстан «О государственной службе»;
  2. Закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции»;
  3. Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года №153 «О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан»;
  4. Закон «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц»;
  5. Указ Президента Республики Казахстан «О некоторых вопросах прохождения государственной службы»;